Данная статья была опубликована одним из участников Форума Академгородка
(Новосибирск) 14 декабря 2008г.
«Меры по вытеснению подержанных иномарок с российского автомобильного рынка
предпринимаются Правительством под официальным лозунгом защиты отечественных
автопроизводителей.
Но что же говорит о допустимости таких мер закон?
А закон говорит:
«Специальная защитная мера может быть применена к товару в случае, если по
результатам расследования установлено, что импорт данного товара на таможенную
территорию РФ осуществляется в таких возросших количествах и на таких условиях,
что это причиняет серьезный ущерб отрасли российской экономики или создает
угрозу его причинения».
(Федеральный Закон о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных
мерах при импорте товаров, ст.6, п.2)
Как профессионал, я попыталась выяснить, действительно ли и насколько ввоз
подержанных иномарок наносит вред отечественным производителям, для чего провела
небольшой экономический анализ ситуации на рынке, используя статистику по общему
объему продаж легковых автомобилей на российском автомобильном рынке и по его
структуре за несколько лет.
Результат оказался сенсационным!
Так, в 2005 году в Россию было ввезено 309 тыс. штук подержанных легковых
автомобилей. Доля этих автомобилей на российском рынке от общего числа всех
проданных легковых ам составила 18 %.
В 2006 году ввезено подержанных ам 241 тыс штук. Доля этих автомобилей на рынке
от общего числа проданных Ам составила 12 %.
В 2007 году ввезено подержанных ам 370 тыс. и доля на рынке 13, 3%.
В 2008 (по прогнозам ФТС до конца года) – 380 тыс. и доля на рынке к общему
числу проданных легковых ам – 11, 8 %.
То есть, цифры статистики показывают, что и без того небольшая доля рынка,
которую занимали в 2005 году подержанные иномарки, имеет устойчивую тенденцию к
уменьшению (с 18% в 2005 году до 11, 8% в 2008) и уже настолько мала, что не
способна ощутимо воздействовать или каким-либо образом влиять на общие условия
обращения этих товаров на российском автомобильном рынке, в том числе на уровень
цен и на потребительский спрос, и лишь в незначительной мере привносит элемент
здоровой конкуренции на этом рынке.
При этом, подавляющая часть подержанных автомобилей импортируется
дальневосточниками и оседает на Дальнем Востоке.
Что касается автомобилей старше 5 лет, то по оценкам экспертов автомобильной
практики, в этот сегмент подержанных автомобилей попадают порядка 150 тыс.
машин, и занимают на рынке ничтожно малую долю равную 4,7 % из 11,8% всей доли
рынка, занимаемой импортируемыми подержанными автомобилями.
Эти показатели говорят об отсутствии объективных причин и законных оснований для
введения защитных пошлин на подержанные иномарки.
Проблемы у автопрома со стороны импорта подержанных иномарок не существует. Она
высосана из пальца и упорно культивируется владельцами автомобильных компаний,
использующих эту надуманную проблему в качестве аргумента для выкачивания
средств из государственной казны на так называемую «поддержку отечественного
автопрома».
Совсем иная картина обнаружилась с ввозом новых иномарок.
В 2005 году их ввезено 464 тыс. штук. Доля на российском рынке к общему числу
проданных легковых ам составила 27%.
В 2006 году – ввезено 808 тыс. Доля на рынке – 40%.
В 2007 году – ввезено 1231 тыс. Доля на рынке – 44, 5 %.
В 2008 (прогноз ФТС до конца года) – будет ввезено 1780 тыс. новых иномарок.
Доля на рынке – 55,6 %.
Как показывают цифры, с 2005 года ввоз новых иномарок увеличился в
количественном выражении почти в 4 раза. Доля импортируемых новых автомобилей на
рынке увеличилась в 2 раза и занимает львиную долю рынка - более половины всего
российского рынка легковых автомобилей.
По последним данным аналитического агентства «Автостат», опубликованным
25.11.2008 г., за 10 месяцев текущего года в Россию было ввезено 1млн. 749 тыс.
легковых автомобилей. При этом 80% от этого числа (примерно 1млн. 400 тыс. штук)
приходится на новые автомобили, ввозимые генеральными импортерами для продажи
через официальных дилеров иностранных производителей, то есть на абсолютно
новые, еще не бывшие в эксплуатации, автомобили от производителя.
Соответственно, остальная, многократно меньшая, часть импорта легковых
автомобилей приходится на подержанные иномарки (349 тыс. штук).
Приведенные цифры красноречиво говорят о том, что реальный и очень серьезный
вред отечественному автомобильному производству, особенно российскому
производству моделей иностранных марок, причиняют генеральные импортеры и
официальные дилеры иностранных производителей.
При этом, в свете лозунга о «защите отечественного автопрома», поразительнейшим
является тот факт, что кроме дилерских компаний, импорт и продажу в России новых
импортных автомобилей осуществляют (!!!) сами автомобильные компании!
Так, по информации, размещенной на официальном сайте компании «Группа ГАЗ», в
июле 2006 года «Группой ГАЗ» была приобретена компания «LDV» в Великобритании,
которая производит современные легкие коммерческие автомобили «Maxus».
По итогам 20-ти месяцев работы британского предприятия в составе группы ГАЗ был
разработан и внедрен в производство новый современный продукт – линейка легких
коммерческих автомобилей «Maxus» - свыше 50 модификаций.
С 29 августа 2007 года автомобили «Maxus», производимые в Великобритании,
поступили на российский рынок.
По информации, размещенной на официальном сайте автомобильной компании «Sollers»
(старое название - «Северстальавто»), компания получила от SsangYong Motor
Company права официального дистрибьютора автомобилей в России. С сентября 2005
года в России начались продажи всего импортируемого модельного ряда SsangYong.
Также в соответствии с достигнутыми договоренностями «Sollers» является
дистрибьютором всего модельного ряда Fiat в России. Продажи импортируемых
автомобилей итальянской марки Fiat стартовала 1 сентября 2006 года.
Совместное предприятие «SOLLERS-Isuzu» является официальным импортером
автомобилей Isuzu в России».
Компания «Sollers» занимается в «Алабуге» сборкой двух моделей внедорожников
SsangYong, по одной модели седана и грузопассажирского автомобиля Fiat, по одной
модели пикапа и легкого коммерческого автомобиля Isuzu.
Таким образом, владельцев автомобильных компаний вовсе не волнует тот факт, что,
в частности, легкие коммерческие автомобили «Maxus», импортируемые «Группой Газ»
из Великобритании, являются прямыми конкурентами легким коммерческим автомобилям
«Газель» и «Соболь», производимым этой же компанией в России, а импорт
автомобилей всего модельного ряда SsangYong, Fiat и Isuzu и реализация их на
российском рынке компанией «Sollers», составляет прямую конкуренцию тем моделям
названных брендов, которые производит компания «Sollers» в России, а также
автомобилям, производимым другими автокомпаниями.
Следует отметить, что предложения по размерам ставок таможенных пошлин на
подержанные автомобили и кузова в том виде, в каком их приняла правительственная
комиссия, внесли владельцы названных компаний, и главную роль в этом играл, как
сообщает газета «Коммерсант», основной владелец компании «Sollers» господин
Швецов.
Так кто же в действительности вредит отечественному производству и отчего в
действительности нужно защищать российский автопром?
Абсолютно очевидно, что эту отрасль российской экономики нужно защищать от
угрожающего 4-хкратно возросшего за 3 года импорта новых иномарок, и от
генеральных импортеров и официальных дилеров иностранных компаний, в том числе
от хозяев российского автопрома, которые этот импорт осуществляют, нисколько не
заботясь об интересах отечественного производства.
Исходя из сложившейся с импортом новых автомобилей катастрофической ситуации, и
следуя требованиям закона, Правительство обязано незамедлительно ввести
специальные защитные пошлины именно в отношении этого сегмента импорта
автомобилей для ограничения их ввоза в Россию.
Но что же перед лицом такой нависшей над российским автопромом угрозы
предпринимает Правительство в отношении пошлин на новые автомобили?
Как говорится в сообщении правительства по результатам заседания комиссии по
защитным мерам во внешней торговле, опубликованном агентством Рейтер, комиссией
признано целесообразным установить таможенную ставку, применяемую при импорте в
Россию легковых автомобилей со сроком эксплуатации от 1 до 3 лет на уровне 30 %
при одновременном пропорциональном увеличении евросоставляющей. Аналогичные
ставки установить для автомобилей от 3 до 5 лет. Запретительные пошлины решено
установит на подержанные автомобили старше пяти.
Интригой такого решения правительственной комиссии является то, что группу
автомобилей, именуемую в настоящее время таможенным законодательством - «новые»,
которая включает в себя все автомобили возрастом до 3 лет, правительственная
комиссия разделила на 2 группы:
1 - автомобили возрастом от 1 года до 3 лет;
2 - автомобили, возрастом до 1 года.
При этом, возрастная группа автомобилей до 1 года - это именно те автомобили (от
производителя), которые ввозят генеральные импортеры для продажи через
официальных дилеров. И именно эта возрастная группа составляет, как ранее
упоминалось по данным «Автостат», весь импорт новых автомобилей в Россию.
Но именно на эту возрастную группу автомобилей (до 1 года), которые, по смыслу
такого разделения, будут теперь именоваться «новыми», правительственная комиссия
оставила ставки таможенных пошлин НЕИЗМЕННЫМИ!
Для создания видимости социальной справедливости, правительственная комиссия
увеличила на 5 процентных пунктов ставки таможенных пошлин на группу автомобилей
возрастом от 1 года до 3 лет, тоже считающиеся в настоящее время «новыми». Но от
такого повышения никому «ни холодно, ни жарко», поскольку эта возрастная группа
автомобилей в Россию не ввозится.
Немаловажным является и тот факт, что при вступлении России в ВТО, действующие
ныне пошлины на импортируемые автомобили должны быть снижены до уровня,
принятого в этой Организации, а эти требования ВТО распространяются только на
новые автомобили.
То есть, импортеры абсолютно новых автомобилей, которых правительственная
комиссия по защитным мерам во внешней торговле так бережно вывела из-под удара
таможенной дубины, оставив неизменными ставки пошлин на эту группу автомобилей,
при вступлении России в ВТО вообще будут в «полном шоколаде».
Принимая такие решения, неадекватные сложившейся с импортом в Россию новых
иномарок ситуации, Правительство действует исключительно во благо интересов
генеральных импортеров и официальных дилеров иностранных производителей, в число
которых входят и хозяева отечественных автозаводов.
Именно интересами этих лиц обусловлено и стремление законодательно запретить
ввоз автомобилей с правым расположением руля, поскольку предназначенные на
экспорт и ввозимые в Россию генеральными импортерами автомобили, японские
автокомпании выпускают исключительно с левым расположением руля.
Такие решения и действия, открывающие неограниченные возможности для импорта
новых автомобилей, являются крайне вредоносными для отечественного
автомобильного производства, а следовательно – антигосударственными и
противозаконными.
Трудно себе даже представить, что чиновники в Правительстве не осознают того,
что импорт подержанных иномарок находится на очень низком уровне и при этом
постоянно теряет свою долю рынка, в связи с чем, не представляет угрозы для
отечественного производства и нет никаких объективных причин и законных
оснований для введения в отношении них защитных пошлин.
Так почему же Правительство планирует ввести такие «драконовские» пошлины в
отношении подержанных автомобилей?
Получается, что опять в интересах генеральных импортеров и официальных дилеров
иностранных производителей.
По прогнозам специалистов аналитического агентства «Автостат», содержащимся в
обновленном маркетинговом отчете о тенденциях, перспективах и прогнозах развития
рынка легковых автомобилей в России, в ближайшие несколько лет на вторичный
рынок импортных иномарок в России поступят авто, которые в настоящее время
приобретаются новыми в салонах, их количество будет в разы превышать импорт
подержанных иномарок, что приведет к сокращению его объемов.
Разумеется, что такой рост вторичного рынка неизбежно приведет и к сокращению
спроса на новые импортные автомобили.
Во избежание потерь спроса и сокращения импорта новых иномарок, были предприняты
меры по изменению действующего законодательства.
Так, 24 ноября 2008 года, Государственная Дума приняла во втором и третьем
чтениях поправки в закон, предусматривающие отмену взимания НДС при продаже
подержанных машин по схеме «трейд-ин», то есть, схеме, при которой официальные
дилеры при продаже в салоне нового автомобиля выкупают подержанный автомобиль в
зачет нового.
Лоббистами данной поправки является небезызвестный нам инициатор запрета правого
руля Олег Морозов и владелец крупнейшей дилерской группы компаний «Рольф» Сергей
Петров.
По информации, размещенной на официальном сайте этой группы компаний, ее
розничное подразделение на текущий момент объединяет 24 дилерских центра в
Москве и Санкт-Петербурге. Портфель брендов компании включает в себя как
массовые бренды – Ford, Hyundai, Mazda, Mitsubishi, Peugeot, Renault, Toyota,
Volkswagen, так и премиальные – Audi, Land Rover, Lexus, Mercedes-Benz.
Разумеется, что при схеме «трейд-ин» господам типа Сергея Петрова, которые
взамен новых иномарок будут выкупать автомобили с пробегом в РФ, ни к чему
конкуренты в виде импортеров подержанных иномарок.
Принятые Госдумой поправки в закон открывают простор для бурного развития схемы
«трейд-ин» в России, дают мощный толчок к увеличению объемов продаж новых (от
производителя) импортных автомобилей, которые осуществляют официальные дилеры, и
соответственно, такие поправки создают благоприятнейшие условия для роста объема
и без того гигантского импорта новых автомобилей, осуществляемого генеральными
импортерами.
Все перечисленные, лежащие на поверхности факты, говорят о том, что
предпринимаемые на государственном уровне меры, направленные на запрет ввоза
автомобилей с правым рулем, на запрет параллельного импорта, на дикое повышение
пошлин на подержанные автомобили, а также принятые Госдумой поправки в закон,
позволяющий развитие схемы «трейд-ин» - это этапы крупномасштабной акции, целью
которой является создание исключительно благоприятных условий для генеральных
импортеров и официальных дилеров, в том числе и владельцев автопрома,
осуществляющих импорт в Россию и реализацию на ее территории новых импортных
автомобилей. Никакой «заботой о российском производстве» здесь и не «пахнет».
При этом, под лозунгом «защиты отечественного автопрома», в жертву приносятся
жизненные интересы более миллиона человек, так или иначе, по роду деятельности,
связанных с импортом подержанных автомобилей, который является единственным
средством их существования.
В угоду представителей российской автомобильной олигархии, государственные
чиновники, попирая права и законные интересы этой огромной массы людей и еще
большей массы потребителей, полностью очищают рынок от импортеров подержанных
иномарок, обеспечивая олигархам абсолютный захват рынка подержанных автомобилей,
и при этом, вопреки государственным интересам, дают зеленый свет импорту новых
иномарок.
Предпринятыми и планируемыми мерами в отношении импорта подержанных автомобилей
власть продемонстрировала полное пренебрежение ею положений статьи 8
Конституции, согласно которой государство гарантирует поддержку конкуренции, а
также требований Федерального закона «О защите конкуренции», Федерального закона
«О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте
товаров », а также требований Федерального закона «Об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности», согласно которому основными
принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:
- выбор мер государственного регулирования, которые будут не более
обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для
эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается
применить эти меры;
- обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования;
- исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во
внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба ее участникам и экономике России;
- защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой
деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и
российских потребителей товаров;
- гласность в разработке, принятии и применении мер государственного
регулирования внешнеторговой деятельности.
В сложившейся ситуации самое время вмешаться Генеральной прокуратуре и провести
расследование как на предмет объективности, оправданности и соответствия
законодательству РФ принимаемых государственными органами власти решений,
направленных на устранение с российского рынка импортеров подержанных
автомобилей, так и на предмет коррупционной составляющей таких решений. » |