Сон регулятора
Отказ от контроля за рынком бензина порождает серьезные риски
Татьяна Конищева
"Российская Бизнес-газета" №687 от 27 января 2009 г.
Версия для печати
За первые десять дней января цены на бензин в России снизились на 0,3 процента,
констатировал Росстат. Но это ненадолго. Розница снижается по инерции. Это
ощутили на себе в начале года 52 региона. Самым существенным снижение оказалось
в Грозном - 8,3 процента. В 25 субъектах цены остались на уровне последних дней
2008 года. Повышение цен было отмечено в шести регионах. В Москве цены снизились
на 1,3 процента, в Санкт-Петербурге - на 4,3 процента.
В ближайшей перспективе розница вновь начнет расти. Причем рост этот будет
продолжаться как минимум до окончания весны.
В настоящее время, отмечают нефтяники, можно наблюдать повышение оптовых цен,
следовательно, скоро подорожает и розница. Опт на АИ-92 вырос на 10,4 процента с
15 по 19 января, на зимнее дизельное топливо и топочный мазут - на 5,6 и 16,1
процента соответственно. Так что обещания, которые в конце года раздавали
чиновники и нефтяники, что в январе следует ожидать значительного снижения цен
на бензин, похоже, не оправдались. Росту цен может способствовать падение курса
рубля.
В то же время формирование потребительских цен на бензин в стране идет не по
рыночным законам, а административным путем. К тому же в цене на бензин высока
доля налогов - до 60 процентов. Отсюда вывод, что государство имеет ресурсы для
регулирования цен, но себя как регулятор практически не проявляет. Хотя бюджет
за счет бензина получает куда больше, чем владельцы АЗС. А сейчас, когда
произошло серьезное падение цен на нефть на мировых рынках, которое может
продлиться довольно-таки длительный период, регулятору следовало бы задуматься
над мерами по расширению нефтепереработки.
Как уже отмечала "РБГ", действующих мощностей для нефтепереработки в стране
катастрофически не хватает. Построенным же в советские времена НПЗ требуется
серьезная модернизация для того, чтобы снизить себестоимость производства
бензина. Что касается постсоветского времени, то лишь одна-две компании могут
похвастаться тем, что они что-то отдельно взятое построили. А для модернизации,
тем более для строительства новых заводов требуются серьезные инвестиции,
которые оцениваются не в десятки, а в сотни миллиардов долларов. Инвестиции в
отрасль придут, но только тогда, когда мировые цены на нефть вновь начнут расти.
Пока же нефтяные компании одна за другой объявляют о сворачивании инвестиционных
программ как по освоению новых месторождений, так и по модернизации
производства. Что, в конечном итоге, приведет к снижению предложения на
внутреннем рынке, а значит, и к росту цен на бензин. |