| 
 Александр Маринеско (изначально - Маринеску) родился в Одессе. Он окончил 6 
классов трудовой школы, после чего стал учеником матроса. За прилежность и 
терпеливость Александр был направлен в школу юнг, по окончании которой ходил на 
судах Черноморского пароходства матросом 1 класса. В 1930 году он поступил в 
Одесский мореходный техникум и, окончив его в 1933 году, плавал третьим и вторым 
помощником капитана на пароходах «Ильич» и «Красный флот». В ноябре 1933 года 
Маринеско был направлен на специальные курсы комсостава РККФ, после окончания 
которых его назначили штурманом на ПЛ Щ-306 («Пикша») Балтийского флота. В марте 
1936 года в связи с введением персональных воинских званий А. И. Маринеско 
получил звание лейтенанта, в ноябре 1938 — старшего лейтенанта. Окончив курсы 
переподготовки при Краснознамённом учебном отряде подводного плавания имени С. 
М. Кирова, он служил помощником командира на Л-1, затем командиром ПЛ М-96, 
экипаж которой по итогам боевой и политической подготовки 1940 занял первое 
место, а командир был награжден золотыми часами и повышен в звании — 
капитан-лейтенант. 
В первые дни Великой Отечественной войны 1941—45 годов подлодка М-96 под 
командованием Маринеско была перебазирована в Палдиски, затем в Таллин, стояла 
на позиции в Рижском заливе, столкновений с противником не имела. Командир 
запил, дисциплина в экипаже упала, политико-воспитательная работа заглохла. 
Однако положение удалось исправить, и 14 августа 1942 года лодка потопила 
немецкий транспорт «Хелене». Но, возвращаясь с позиции раньше срока 
(заканчивалось топливо и патроны регенерации), Маринеско не предупредил наши 
дозоры, а при всплытии не поднял Военно-морской флаг, в результате чего лодку 
едва не потопили собственные катера. Тем не менее, действия командира на позиции 
оценили высоко, и А. И. Маринеско наградили орденом Ленина. 
В конце 1942 года А. И. Маринеско было присвоено звание капитана 3 ранга. В 
апреле 1943 года он был назначен командиром ПЛ С-13. На этой лодке Александр 
прослужил до сентября 1945 года. В октябре 1944 года он потопил вооружённый 
транспорт «Зигфрид» (атака четырьмя торпедами не удалась, но Маринеско всё же 
догнал противника и потопил его артиллерией). 
С 9 января по 15 февраля 1945 года А. И. Маринеско находился в своем пятом 
боевом походе, в течение которого были потоплены два крупных транспорта 
противника — «Вильгельм Густлов» и «Генерал фон Штойбен». 
Перед этим походом командующий Балтийским флотом адмирал В. Ф. Трибуц решил 
предать Маринеско суду военного трибунала за самовольное оставление корабля в 
боевой обстановке, но исполнение этого решения задержал, дав ему возможность 
искупить вину в боевом походе. 
30 января 1945 года С-13 атакует и отправляет на дно лайнер «Вильгельм Густлов», 
на котором находилось свыше 6600 человек. Немецким ВМС был нанесён серьёзный 
урон, так как, по свидетельству журнала «Марине» (1975, № 2-5, 7-11, ФРГ), с 
кораблём погибли 1300 подводников, среди которых находились полностью 
сформированные экипажи подводных лодок и их командиры. По мнению командира 
дивизиона капитана 1 ранга Орла, погибших немецких подводников хватило бы для 
укомплектования 70 подлодок среднего тоннажа. Впоследствии советская печать 
потопление «Вильгельма Густлова» назвала «атакой века», а Маринеско — 
«подводником № 1».  
февраля 1945 года последовала новая победа — на подходе к Данцигской (Гданьской) 
бухте С-13 потопила санитарный транспорт «Генерал фон Штойбен», на борту 
которого находились 2680 раненых военнослужащих, 100 солдат, около 900 беженцев, 
270 человек военного медперсонала и 285 членов экипажа судна. Из них спаслось 
659 человек, из которых раненые составляли около 350. Надо отметить, что 
Маринеско идентифицировал атакованное судно как легкий крейсер "Эмден" 
Командиру С-13 не только простили прежние прегрешения, но и представили его к 
званию Героя Советского Союза. Однако Золотую Звезду заменили орденом Красного 
Знамени. 
Шестой боевой поход с 20 апреля по 13 мая 1945 года был признан 
неудовлетворительным. Тогда, по мнению командира бригады ПЛ капитана 1 ранга 
Курникова, Маринеско «имел много случаев обнаружения транспортов и конвоев 
противника, но в результате неправильного маневрирования и нерешительности 
сблизиться для атаки не смог…». Однако от атаковавших его подводных лодок и 
самолетов Маринеско всё время умело уклонялся. 
14 сентября 1945 года вышел приказ № 01979 наркома ВМФ адмирал флота Н. Г. 
Кузнецова, где говорилось: «За халатное отношение к служебным обязанностям, 
систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознамённой 
подводной лодки С-13 Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого 
Балтийского флота капитана 3 ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от 
занимаемой должности, понизить в воинском звании до старшего лейтенанта и 
зачислить в распоряжение военного совета этого же флота» (В 1960 году приказ о 
разжаловании был отменён, что дало возможность А. И. Маринеско, к тому времени 
уже очень больному, получать полную пенсию). 
С 18 октября 1945 года по 20 ноября 1945 года А. И. Маринеско был командиром 
тральщика Т-34 2-го дивизиона тральщиков 1-й Краснознамённой бригады траления 
Краснознамённого Балтийского флота (Таллинский морской оборонительный район). 20 
ноября 1945 года по приказу наркома ВМФ № 02521 старший лейтенант Маринеско А. 
И. уволен в запас. 
В итоге из шести боевых походов, выполненных Маринеско в годы Великой 
Отечественной войны, все шесть он прошёл, находясь на должности командира 
подлодки С-13. Две ранние вылазки Маринеско в составе руководства субмарины М-96 
стояли на его пути к успеху, но славу ему принесла именно С-13. Маринеско — 
первый «тяжеловес» среди советских подводников: на его счету четыре потопленных 
транспорта массой в 42 557 брутто-регистровых тонн. 
Звание Героя Советского Союза Александру Ивановичу Маринеско присвоено посмертно 
5 мая 1990 года. Награждён 2 орденами Ленина (1942, 1990), 2 орденами Красного 
Знамени, медалями.  |