Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -лаг- , -лож-, -раст-(-ращ-),
-рос, 5-й класс
Черномазова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы
Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка
Цели урока :
1.Закрепить правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг- -лож- раст-(-
ращ-) -рос-;
2. Сформировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне ;
3. Уметь правильно писать слова с указанной орфограммой.
Оборудование : карточки
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Ребята , сегодня на уроке мы должны с вами повторить правописание чередующихся
гласных а-о в корнях –лаг-, -лож-,- раст-(- ращ-) ,-рос-;
2.Синтаксическая пятиминутка
Запишите предложение и найдите главные члены предложения
Туристический лагерь располагался в прекрасном лесу.
Найдите в предложении слово с чередующейся гласной ( располагался)
Разберите слово располагался по составу
Измените слово так , чтобы корень был -лож- (расположился)
3. Работа со словами
От данных глаголов с помощью суффикса –ени- образуйте новое слово , какой частью
речи оно будут являться
Излагать - изложение
Предлагать - предложение
Располагать - расположение
Слагать - сложение
Прилагать - приложение
Давайте сделаем вывод , когда в корне пишется а , когда о
Составьте с любым словом предложение.
4. Тренировочные упражнения
Детям раздаются карточки , 2 ученика работают у доски.
1 вариант
Предл…гать ничью
Прил…жение к журналу
популярное изл…жение
густо р…сти
маленький р…сток
перспективная отр…сль
разл…жить р…стения
молодая пор…сль
р…стительная пища
дубы разр…слись
ул…житься в секунды
пол…гаться на коллектив
2 вариант
Петров Р…стислав
возл…жить ответственность
распол…гать данными
семена прор…сли
изл…гать программу
зар…сли тростника
отл…жить визит
прил…гать усилия
произр…стать на севере
пол…жение дел
подр…стающее поколение
Жители Р…стова -на Дону
5. Игра “Составь слово ”
Предутренний - приставка
Поговорить – приставка
Слагаемое – корень
Решать - суффикс
Писал - суффикс прошедшего времени глагола
Собирала – окончание
Получилось слово : предполагала
Разберите слово по составу
6. Четвёртое лишнее
Сложение , положение, отложить , ложный
Растение , росток , отрасль, ростральные колонны
Ростральные колонны ( памятник архитектуры , один из символов Санкт-Петербурга ,
ростры-носы кораблей , которыми украшены колонны)
7. Работа с текстом
Спишите предложения , вставьте пропущенные буквы , объясните правописание слов
Без удобрений не будет р…стений.
Душу и сердце в работу вл…жи , каждой минутой труда дорожи.
Трудно и дереву одинокому р…сти.
Изл…жите содержание параграфа учебника
Мы предл…жили провести слёт туристов на берегу реки.
Рис р…стёт на болотистых местах
Берег моря покрыт водор…слями.
Эти места удивляют богатой р…стительностью.
8 .Подведение итогов урока |