Хамство как животный автоматизм
Хам в библейской истории повел себя совершенно естественным и спонтанным
образом. Увидев любопытную картину, он поспешил сообщить об этом честно
рассказать братьям, за что и пострадал. Братья же наябедничали отцу, вместо
того, чтобы разобраться с самим Хамом. Хотя мне и симпатизирует способ поведения
скорее Хама, чем его братьев, в этой спонтанности и открытости Хама некоторые
усматривают признак отсутствия культуры и воспитания.
С точки зрения многих богословов «культурное» поведение требует от людей намного
больших усилий, чем автоматическое животное реагирование. В мире животных
существует несколько способов справиться с трудностями. Сильные и уверенные в
своей неуязвимости звери используют агрессию , стремятся разрушить организм
партнера, уничтожить его. Слабые и трусливые применяют бегство и
совершенствуются в умении прятаться и маскироваться. Особо хитрые цепенеют и
притворяются мертвыми. Некоторые всеми возможными способами стараются вызвать к
себе отвращение, сделать так, чтобы приближаться к ним было противно.
Названные способы самозащиты присущи всем живым существам, имеют очень древнюю
историю и поэтому срабатывают у человека первыми, не требуют особых усилий и не
предполагают высокого уровня культуры. Спокойная же и конструктивная
коммуникация требует специальных навыков, которым некоторые люди просто не
обучены. Многие же скатываются на животный уровень реагирования и в силу
психологических, эмоциональных проблем. Агрессия дает таким людям иллюзию
самоутверждения, бегство – иллюзию защищенности.
Поскольку агрессия и агрессивность всегда присутствуют в хамском поведении, то
хамством могут быть названы агрессивные действия человека, чувствующего свою
безнаказанность и (или) анонимность.
Здесь конечно встает вопрос о том, что такое агрессия, и этот вопрос не так
прост, как кажется на первый взгляд. Существует множество психологических теорий
агрессии, и на сегодняшний день не выработаны единые критерии агрессивных
действий. Очень условно агрессией можно назвать осознанное или неосознанное
стремление человека нарушить или разрушить физическую или психологическую
целостность другого. В сочетании с рабской (низкой) культурой, безнаказанностью
и анонимностью мы получаем хамство в первом приближении. Если добавим сюда
серьезные личностные проблемы хама, то основные контуры явления, которому мы
собираемся противостоять, будут нам ясны. |